Мукомолы из Северного Казахстана бьют тревогу. Они жалуются на то, что ставки на железнодорожные перевозки повышаются бесконтрольно. Комплексная ставка на такие перевозки выросла с 800 тыс. до 1 млн тенге. Ее приходится платить всем, кто экспортирует зерно и муку с СКО до ст. Галиба, пишет КазахЗерно.kz.
По словам вице-президента Союза зернопереработчиков республики Таисии Колеговой, ставка поднялась, так как выросла стоимость оперирования крытыми вагонами. Собственники вагонов объясняют высокую цену тем, что мало кто хочет везти товары в этом направлении. Они утверждают, что афганцы разбирают их вагоны на запчасти. На самом деле этого нет: создают просто искусственный ажиотаж и зарабатывают на нем. Почему женщина так думает? Потому что, несмотря на смену власти, в Афганистане действуют законы. За уничтожение чужой собственности грозит серьезное наказание – увечья. Порядка в этой стране сейчас больше, чем когда-либо и чем в других правовых государствах.
Ранее мукомолы прогнозировали такое поведение отечественных предпринимателей, которые предоставляют вагоны в аренду. Тогда еще конфликт в Афганистане только-только набирал обороты. Сделанный прогноз сбылся отчасти. Т. Колегова предлагает антимонопольщикам разобраться в ситуации, выяснить, есть ли ценовой сговор среди собственников вагонов, которые столь ощутимо подняли ставки.
Кроме того, экспортеры столкнулись с еще одной проблемой. В Казахстане оптимизируют железнодорожные станции. Поэтому стало меньше людей и локомотивов. Если нехватка вагонов в сезон, то отгрузка идет крайне медленно. Из-за внутренних казахстанских причин грузы вдвое реже отправляют на экспорт. А есть еще грузы, в которых нуждается Узбекистан.
По словам Т. Колеговой, уменьшился оборот товара. Деньги в товаре, новых продаж нет. Пока не будут отправлены одни грузы, экспортеры не получат свои деньги. Они сидят без выручки, нет закупки сырья. Поэтому страдают не только мукомолы, но и вся казахстанская экономика.
Каждый год у отечественных предпринимателей возникают проблемы с отправкой грузов на экспорт железнодорожным транспортом. В основном вагонов не хватает в сезон. Им приходится либо выбивать их с боем, либо мириться с ситуацией и ждать. Каждый год происходят встречи на разных площадках, но проблема так и остается нерешенной.
Источник: rzd-partner.ru